Информация о мероприятии

Международная конференция по обмену опытом в сфере ценообразования и сметного нормирования


Сроки проведения: с 04 по 05 августа 2014 г.

Место проведения: г. Хельсинки, Финляндия.

 

Международное мероприятие по обмену опытом в сфере ценообразования и сметного нормирования было организовано финской фирмой Vaisala  по производству оборудования, в том числе для дорожной отрасли.

В мероприятии приняли участие представители руководства Агентства Транспорта Финляндии (далее – FTA), представители финской фирмы Destia, являющейся генеральным подрядчиком FTA в сфере содержания всей сети финских автомобильных дорог, сотрудники фирмы Vaisala, представившие новые технологии оборудования транспортной инфраструктуры (метеорологические датчики, устанавливаемые вдоль автомобильных дорог), представитель ООО «Автодор-ТС».

Данное мероприятие проходило в течение двух рабочих дней. В ходе первого дня был проведен «круглый стол» с представителями фирмы Destia, презентовавшими основные подходы к формированию цен в области содержания автомобильных дорог. При этом обсуждались вопросы формирования стоимости зимнего и летнего содержания, а также производственные особенности содержания автомобильных дорог в Финляндии и Российской Федерации.

Второй день визита был посвящен обсуждению вопросов ценообразования  и сметного нормирования Финляндии и Российской Федерации в FTA.

Основными блоками мероприятия были:

§ доклады сотрудников FTA (Сеппо Мякинен – менеджер по проектам в сфере закупочной деятельности FTA; Юри Мустонен – координатор международных отношений FTA; Кари Роухонен -  генеральный директор Департамента закупочной деятельности и реализации проектов FTA);

§ доклады представителей финских подрядных организаций (Vaisala, Destia).

§ доклад Кузнецовой Н.Ю. на тему «Актуальные вопросы ценообразования в дорожной отрасли. Сравнительный анализ подходов к формированию стоимости строительства автомобильных дорог Российской Федерации и зарубежных стран, перспективы развития российских методик».

В режиме «круглого стола» обсуждались концептуальные подходы к формированию стоимостей основных видов дорожных работ, особенности финской контрактной системы.  

Основные вопросы обсуждения и дискуссионные проблемы:

                1. В первый день визита состоялась рабочая встреча в фирме Destia. Данная фирма является генеральным подрядчиком FTA, фактически, координируя все подрядные работы по зимнему и летнему содержанию в Финляндии.

                Особенность функционирования фирмы является ее местонахождение в метеорологическом центре с целью отслеживания изменения погодных условий с периодичностью каждые 12 часов. Данный прогноз транслируется во все региональные подрядные организации Финляндии. Точность прогноза обеспечивает быстрое реагирование на изменение погодных условий, и как следствие, оперативное принятие мер.

                Благодаря высокой точности измерений, обеспечивается экономия ресурсов (например, в зимнее время – реагентов (соли), при этом специальная программа пропорционально метеорологическим данным рассчитывает размер расхода ресурсов).

                В данной фирме располагается ситуационный центр, в который поступает информация о всех форс-мажорных ситуациях (как от населения, так и от организаций). На основе своевременного оповещения оперативно устраняются все негативные ситуации на дорогах.

                   Ценообразование зимнего и летнего содержания осуществляется в региональных дорожных организациях, при этом ответственность за достоверность ценовых показателей несут инженеры проектов.

                Основным источником получения ценовой информации является исследование рынка, при этом завышение цены становится практически
невозможным, так как регулятором, по сути, также является рынок данных работ (услуг).

                В ходе проведения круглого стола были заслушаны доклады сотрудников фирмы Destia, а в режиме дискуссии обсуждались основные направления и проблемные вопросы содержания автомобильных дорог, включая ценовые аспекты.

                2. Во второй день визита состоялась рабочая встреча в Агентстве Транспорта Финляндии  (FTA).

                При этом обсуждались вопросы контрактной системы Финляндии, ценообразования, проектов ГЧП, бюджетирования дорожной отрасли и т.д.

                В ходе обсуждения были заслушаны доклады руководящих сотрудников (перечислены выше), которые содержали презентацию системы функционирования FTA, основные достижения и проблемы данной организации.

                Приоритетным направлением является развитие дорожной сети Финляндии. Вместе с тем, учитывая стагнацию в экономике Еврозоны, прогноз государственного финансирования новых дорожных проектов носит затухающую траекторию, что вызывает серьезную озабоченность у руководства FTA (рис. 1).

                                                                                                                                                                                            Рис. 1

Структура финансирования инвестиций на развитие,

доля государства в финансировании (млн. евро)

 

FTA осуществляет руководство и координацию в сфере дорожной отрасли и морского транспорта Финляндии. Штат сотрудников насчитывает 700 человек, при этом численность работников, которых FTA обеспечивает работой (подрядчиков и субподрядчиков) составляет 12 000 человек.

                Значительную роль в организации всего цикла закупочных процедур (от формирования начальной (максимальной) цены до разработки конкурсной документации и размещения) отводится консалтинговым компаниям, которые разрабатывают и согласовывают закупочную документацию и осуществляют сопровождение проекта на всех этапах организации конкурсов.

                Данное взаимодействие строго регламентируется соответствующими нормативными документами, как Финляндии, так и государств-членов ЕС в целом.

                Несмотря на достаточно большой штат сотрудников FTA, разработка закупочной документации поручается консалтинговым компаниям (как через конкурс, так и методом прямой закупки), так как данная процедура выполняется сторонними организациями более оперативно, а в итоге, затраты на данную разработку ниже (а соответствии с проведенным анализом  FTA).

                Таким образом, можно сделать вывод, что организация и развитие структуры холдинга ГК «Автодор», в частности – в системе закупок, полностью совпадает с передовыми тенденциями европейской контрактной системы, подтвердившей свою эффективность на практике.

                В отношении ценообразования финский механизм формирования начальных (максимальных) цен и определения стоимостных показателей   полностью отличается от российского.

                На стадии проектирования в Финляндии и во многих других странах ЕС формируется единый строительный индекс, который включает в себя технические и ценовые характеристики и является, по сути, сводным показателем. Формирование цены происходит в составе данного строительного индекса посредством специального программного комплекса.

                При этом цены формирует FTA и устанавливает их, что фактически является государственным регулированием цен в дорожной отрасли (формирование цен осуществляется на основе мониторинга рынка). В Российской Федерации строительная сфера (в том числе, дорожное строительство) не относится к регулируемым секторам экономики.

                В Российской Федерации по вопросу регулирования цен в строительстве в течение нескольких лет ведется полемика между ведущими экономистами страны (например, Е.М. Примаков выступает за регулирование цен), но политика Минэкономразвития России направлена на формирование рыночного ценообразования в большинстве отраслей экономики.

                В данном случае можно констатировать комбинированный подход к ценообразованию – цены регулируются государством, но формируются они методом сопоставимых рыночных цен (т.е. посредством исследования рынка).

                Следует отметить, что экспертиза дорожных проектов производится в FTA (в Финляндии нет самостоятельного органа аналогичного Главгосэкспертизе России).

                По словам Кари Роухонена – генерального директора Департамента закупочной деятельности и реализации проектов FTA, данный механизм достаточно долго отрабатывался, при этом было много спорных ситуаций, доходивших до административных взысканий, но в результате система является отработанной и дает положительные результаты.

 



Приложение

Стоимость строительства 1 км полосы движения

(без НДС и учета затрат на подготовку территории)
в Российской Федерации и зарубежных странах

в уровне цен 2013 года

данные Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета



 

Презентация № 1

Проекты - презентация отрасли