Перейти на новую версию сайта
Вход в систему Регистрация
Виртуальный магазин не для всех
 
Фев
08
График мероприятий на 2018 год
Все мероприятия
06.11.2014
О работе интернет-магазинов для частных лиц сегодня знают уже практически все — о них пишут, говорят, обсуждают на форумах, в них люди охотно тратят деньги. Однако электронные торговые системы, которыми пользуются предприниматели и государство, остаются в тени и не вызывают такого интереса. Между тем объем госзаказа сегодня составляет почти 7 трлн рублей, а объем рынка корпоративных закупок — почти 15 трлн рублей. Что же из себя представляет рынок электронных торговых площадок?

Конечно, пока еще не все в рамках озвученных громких цифр закупается с помощью интернет-систем. Однако доли электронных закупок вполне ощутимы и постоянно растут. По результатам 2013 года 58% потребностей госзаказа было закуплено в электронной форме плюс 30% корпоративных закупок компаний с госучастием, а также их дочерних предприятий.

Реальные сделки

Электронным торгам (торгам в интернете между юридическими лицами) в России примерно 12 лет. Сегодня в электронных торгах любая компания может участвовать как заказчик или поставщик. И закупить там можно все: от скрепок до стратегических объектов, минуя полукриминальные «офлайновые» тендеры и аукционы. А начиналось все в 2002–2005 годах, когда свои частные системы закупок в интернете стали предлагать отечественные предприниматели. Они приглашали туда своих знакомых и партнеров — владельцев и топ-менеджеров крупного бизнеса. Кто-то соглашался сразу, кто-то неохотно, кто-то отказывался, но в целом идея удалась и своих клиентов они нашли.

До 2010 года, когда продукцию и услуги по госзаказу обязали закупать только на пяти государственных площадках, на коммерческих площадках успели поработать десятки тысяч компаний, среди которых было и около 10 тыс. госпредприятий, в том числе даже Управление делами президента.

Сегодня уже ни у кого нет сомнений, что электронные торговые площадки (ЭТП) обеляют экономику, делают ее открытой, прозрачной, инновационной. «ЭТП работают по принципу «и нашим, и вашим», но в этом и весь смысл! — отмечает Виктор Христенко, директор по развитию бизнеса Webinar.ru. — С их помощью поставщики могут найти уникальный, рожденный в конкурентной борьбе заказ, а заказчики экономят и закупают более качественные товары и услуги. Конкуренция при этом лишь стимулирует к развитию всех участников процесса».

За многие годы функционал площадок стал разнообразным. Сегодня они предлагают различные электронные процедуры практически на любой вкус и случай. Основные из них — аукционы, открытые конкурсы, запрос предложения и цены, конкурентные переговоры и многое другое.

Все сделки полностью реальны и с юридической точки зрения абсолютно легитимны. «В процессе торгов осуществляется выбор лучшего партнера, с ним заключается договор в электронной форме, который полностью равнозначен сделке, оформленной на бумажном носителе, — рассказывает Дмитрий Пангин, гендиректор группы электронных площадок OTC.ru. — Стороны подтверждают намерения с помощью электронной цифровой подписи (ЭП), которая является обязательным условием при регистрации участников торгов».

Для того чтобы защитить заказчиков от невыполнения условий контракта со стороны поставщика, существует гарантийное обеспечение, которое может достигать 5–10% стоимости сделки на усмотрение заказчика. Если поставщик выиграл аукцион, но от контракта отказался, то эти деньги он потеряет. «Поэтому незаключенный по вине поставщика контракт на торговой площадке, где требуется гарантийное обеспечение, — довольно исключительная ситуация», — отмечает Дмитрий Пангин.

Эффект экономии достигается по двум направлениям. С одной стороны, это экономия за счет открытой конкуренции в тендере, в среднем она составляет 10–12% на площадке. С другой стороны, эффект достигается за счет автоматизации бизнес-процессов благодаря электронному документообороту и использованию ЭП, и он может достигать свыше 70%. Эксперты солидарны во мнении, что компания, которая начала использовать электронные закупки, уже не отказывается от этой практики.

Четыре года во власти

В конце нулевых на инновационную технологию закупок обратило внимание и государство. В 2010 года правительство внесло изменения в закон о госзакупках № 94 ФЗ (c 1 января 2014 года заменен законом № 44 ФЗ), обязав предприятия госсектора закупать товары и услуги в форме электронного аукциона. А с 1 января 2012 года вступил в силу закон «О закупках работ, товаров, услуг отдельными видами юридических лиц» (№ 223 ФЗ), устанавливающий правила проведения закупок для госкомпаний, естественных монополий и организаций с госдолей. В частности, все они должны публиковать информацию о любых своих закупках на официальных сайтах, а с 1 июля 2012 года — на едином государственном портале. Существует и перечень обязательных закупок в электронной форме для госкорпораций и естественных монополий.

Площадок для госзакупок на сегодняшний день пять (отобраны Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службой в 2010 году): «Сбербанк-АСТ», «Единая электронная торговая площадка» (ЕЭТП) правительства Москвы, Агентство по государственному заказу Республики Татарстан, «РТС-тендер» и ММВБ. В конце 2013 года торговый портал Fabrikant.ru (крупнейший игрок в коммерческом сегменте, основанный Сергеем Габестро в середине нулевых) приобрел госплощадку ММВБ. Сумма сделки составила 440 млн рублей. Сейчас ММВБ поменяла официальное название на ЗАО «Электронные торговые системы». Впрочем, сама площадка продолжает работать под брендом ММВБ. Лидером в сегменте госзакупок является платформа Сбербанка РФ «Сбербанк-АСТ». За девять месяцев 2014 года, согласно информации госпортала zakupki.gov.ru, их доля в общем количестве лотов составляет 51,9%. Второе место после «Сбербанк-АСТ» по количеству тендеров занимает «РТС-тендер» (19,1%), третье — «ЕЭТП» (18,7%). Главным событием 2014 года стало вступлением в силу закона № 44-ФЗ о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок. «Вся сфера госзаказа претерпевает изменения, часть которых уже осуществилась, — отметил гендиректор «РТС-тендер» Виктор Степанов. — Расширен список способов определения поставщиков, определен перечень конкурентных способов закупки товаров, работ и услуг, введена обязанность для заказчиков публиковать планы закупок». Одно из главных изменений, которые внес новый закон, — увеличение количества электронных процедур. Если согласно № 94 ФЗ для госзаказа это был лишь электронный аукцион, то сейчас добавились и другие опции. Наиболее популярные способы электронных закупок у госзаказчиков сегодня — электронный аукцион (56%) и открытый конкурс (24%).

Кроме того, эксперты ожидают пополнения списка обязательных к исполнению в электронной форме процедур. «Основным нововведением 2015 года будет дополнение круга процедур, которые государственные и муниципальные заказчики должны будут проводить только в электронной форме, электронными конкурсами, электронными запросами котировок и запросами предложений», — рассказал Виктор Степанов. По информации пресс-службы «Сбербанк-АСТ», этот законопроект уже находится на рассмотрении в Государственной думе РФ.

Пока же ЭТП активно идут в регионы. Так, «Сбербанк-АСТ», реализуя свою региональную стратегию, запускает проект «Представители в регионах», постоянно проводит различные региональные мероприятия. А в «РТС-тендер» рассказали, что также давно проводят экспансию в регионы и сейчас у площадки уже пять филиалов и 25 представительств.

Есть и еще одна новость: прошел слух о переделе рынка, но пока об этом говорят лишь шепотом, ждут официального решения правительства РФ. «Контракт с площадками действует до 25 января 2015 года, — предупреждает Виктор Степанов. — В июне Минэкономразвития разработало правила нового отбора операторов: площадки и их количество должна была определить специальная межведомственная комиссия. Если площадок будет больше, то контролировать их станет сложнее».

Закупки монополий

Основные игроки на рынке коммерческого сегмента сегодня — Fabrikant.ru, B2B-Center, OTC.ru. Закупки могут осуществляться и на госплощадках. Коммерческий сегмент электронной торговли — более свободный, он может больше подстраиваться под клиентов, не ждать долгих согласований из правительства, отмечают многие эксперты. Но по этой же причине он и менее прозрачный. «Вести корректные рейтинги и аналитику в коммерческом секторе трудно», — считает Дмитрий Пангин. Однако, выделив сектор корпоративных закупок, информация о которых по законодательству транслируется на официальный портал zakupki.gov.ru, уже можно уловить четкие тенденции.

Под корпоративными понимаются закупки монополий и их дочерних компаний с госучастием более 50%, которые регулируются законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Эти закупки могут проводиться как на площадках независимых игроков, так и на государственных (почти все из них имеют «коммерческие» платформы, а не только платформы для госзаказа). Большая часть корпоративных процедур, согласно zakupki.gov.ru, — это сегодня закупки у единственного поставщика.

«Серьезным шагом в развитии системы корпоративных закупок в 2014 году стали изменения в КоАП, в соответствии с которыми с мая введена административная ответственность заказчиков за нарушение норм закона (неразмещение или несвоевременное размещение информации на сайте госзакупок и др.)», — отмечает Дмитрий Пангин. Кроме того, по словам представителя Webinar.ru Виктора Христенко, конкуренция в коммерческом секторе более высокая и «коммерсанты» стараются активно внедрять дополнительные сервисы. Например, в Fabrikant.ru планируют внедрить комплекс различных сервисов для обеспечения всего документооборота закупщиков, включая систему поддержки жизненного цикла контрактов. В OTC.ru внедряется сервис автоматизации логистики, который поможет поставщику, победившему в аукционе, параллельно организовать тендер на доставку и полную логистику своих услуг.

На площадках есть и ряд недостатков. «Для компаний очень важны сервисы самой разной (по регионам, по ценам) аналитики, особенно в закупках, но не все ЭТП дают возможность выгрузки информации своим клиентам», — сетует Виктор Христенко. По его мнению, полезным шагом было бы внедрение видеоконференцсвязи между заказчиком и поставщиком, что упростило бы и ускорило процессы согласования. Существенным минусом независимых ЭТП, по словам эксперта, является также отсутствие возможности настройки под внутренние регламенты компаний и интеграции с существующими системами.

А по мнению Артема Генкина, исполнительного директора консалтинговой группы «Аспект» (занимается консалтинговыми услугами в сфере права и финансов), на площадках действительно страдает система взаимосвязи между поставщиком и заказчиком, притом на самой стартовой стадии. «Как потенциальный поставщик своих услуг, я около часа потратил на поиск «моих» лотов, рубрикатор по ключевым словам выдавал мне сотни самых разных тендеров. В том числе — на организацию проведения Дня физкультурника и доставку питания на исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш», — иронизирует Артем Генкин. — Это, конечно, не недостаток площадки, а скорее, недоработка рубрикатора, но такие мелочи тоже очень важны!».

Автор(ы): Екатерина Суворова, «Известия»
Источник: http://izvestia.ru/news/578833