Перейти на новую версию сайта
Вход в систему Регистрация
Контрактная система – прямой путь к выгодному контракту
 
Фев
08
График мероприятий на 2018 год
Все мероприятия
13.02.2015

Контрактная система в сфере закупок, закон о которой вступил в силу 1 января 2014 года, почти год как успешно действует на просторах отечественно госзаказа. Несомненно, что в масштабах развития экономики страны год – это небольшой срок, но для эффективного функционирования закона за такой срок можно сделать вывод –рентабелен ли закон или нет.

Более того, мы видим, что система активно развивается, улучшается, захватывая и другие процессы деятельности заказчиков и поставщиков и все больше экономических секторов страны. Также сейчас можно с уверенностью сказать и о том, что система изменила не только взгляд на процесс закупок, но и повысила квалификацию как заказчиков, так и поставщиков. За период действия закона №44-ФЗ «выросло» новое поколение участников заказа, которые действуют в профессиональном плане на уровень выше своих предшественников.

Как известно, проект закона о контрактной системе вышел из стен Министерства экономического развития (Минэкономразвития) и Высшей Школы Экономики. Руководила процессом Эльвира Набиуллина, возглавлявшая в то время Минэкономразвития.

Основные вехи вступления закона в силу:

Июнь 2012 года – Государственная дума утвердила в первом чтении законопроект с рабочим названием «О Федеральной контрактной системе»

Март 2013 года – второе чтение законопроекта. С этого момент закон стал называться «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (по привычке систему до сих пор именуют Федеральной контрактной системой).

5 апреля 2013 года – президент В. Путин подписал утвержденный закон.

1 января 2014 года – дата вступления закона №44-ФЗ в силу.

Ввод контрактной системы сопровождался огромным потоком информационных сообщений в СМИ, обсуждениями и дискуссиями на круглых столах, клубах, отраслевых выставках и так далее.

На открытых площадках каждый желающий мог задать интересующий вопрос касательно сфер влияния контрактной системы, получить экспертную консультацию из первых уст, выразить свое мнение. При этом каждый важный комментарий был учтен экспертной группой, и некоторые даже были включены в итоговый текст закона. Позже эксперты отмечали, что на тот момент это был один из самых обсуждаемых законов в России.

Кстати, до момента вступления закона №44-ФЗ о контрактной системе в силу Минэкономразвития, другие министерства и профессиональные обучающие центры проводили практические семинары, на которых специалисты из различных министерств рассказывали слушателям об основах работы с закупками при контрактной системе.

Возможно, что именно с высоким уровнем информированности участников закупок связано и увеличение количества жалоб в контролирующие органы на действия или бездействия заказчиков. По данным Федеральной антимонопольной службы Москвы, за III квартал 2014 года в управление службы поступило столько же жалоб, сколько за весь 2013 год. Количество жалоб увеличилось на 25% в годовом выражении, при этом доля обоснованных жалоб осталась на том же уровне – 41-43%.

Стоит подчеркнуть и возросший интерес к контрактной системе у пользователей Интернета. Например, по данным сервиса «Подбор слов» от Яндекса среди пользователей Интернета из России у запроса «Контрактная система» зафиксировано два пика активности:

• первый приходится на апрель 2013 года (5 апреля закон о контрактной системе был подписан Президентом России) – 33 тысячи запросов

• второй – на январь 2014 года (1 января 2014 года закон вступил в силу) – 86 тысяч запросов.

Революционных новшеств закон №44-ФЗ принес в сферу закупок довольно много. Мы не будем останавливаться на каждом пункте, отметим лишь самые значимые нововведения.

Не случайно была выбрана форма системы, ведь закон №44-ФЗ затрагивает как определение поставщиков, так и планирование, общественное обсуждение, контроль, мониторинг и аудит в сфере закупок. И по мнению разработчиков, закон должен был увеличить степень ответственности заказчиков, контроль за ними и конкуренцию среди участников закупок (напомним, что ответственность за нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, предусмотрена в КоАП РФ). Уже сейчас мы можем сказать, что надежды разработчиков оправдались.

Среди прочего, нельзя обойти стороной такие новшества, как планирование и прогнозирование закупок. Планирование и прогнозирование дает возможность всем предпринимателям заранее узнавать о датах, сроках и объемах предполагаемых закупок того или иного заказчика. Благодаря чему они могут успеть подготовиться к участию в тендерах: поднять квалификацию сотрудников, переоборудовать производство, найти новых партнеров и так далее.

Мы видим, что активно публикуются различные реестры, перечни и указатели, содержащие всевозможные сведения о закупках, контрактах, заказчиках, исполнителях, поставщиках и так далее. Все эти инструменты помогают обнародовать информацию о том, куда, как и в каком объеме государственные заказчики тратят бюджетные средства. В связи с чем, каждый желающий может узнать, какую детскую площадку планировалось построить во дворе его дома, сколько на это выделялось денег и сравнить с результатом.

Контрактная система гармонично вписывается в проект федерального уровня – Единую информационную систему, которая объединит все мыслимые порталы обмена информацией как между предпринимателями, заказчиками и госструктурами, так и между населением и различными учреждениями.

Изменились и требования к потенциальным поставщикам и исполнителям. Сами поставщики на различных форумах отмечают, что заказчики стали четче формулировать требования к участникам закупок.

Для справки:

Редакция закона №44-ФЗ, вступившая в силу 1 января 2014 года, содержала такое требование, как «правомочность участника закупки заключать контракт». Последние поправки в закон это требование отменили, так как заказчики и поставщики ломали голову над тем, каким же документом эту правомочность подтверждать.

Меняется и форма закупок – госзаказ постепенно отказывается от закупок на «бумаге» и все больше переходит в Интернет. Уже с 1 января 2015 года федеральные заказчики будут выбирать поставщиков как раз с помощью Интернета.

Количество размещенных закупок в форме электронного аукциона:

• С 1 января 2013 года до 31 декабря 2013 года – более 6 тысяч закупок

• С 1 января 2014 года по 1 декабря 2014 года – более 740 тысяч закупок

Вторая половина 2014 года заставила всех нас серьезно поволноваться, ведь экономическая ситуация меняется коренным образом. Из-за санкции со стороны России на отечественный рынок выходят производители, которые раньше были в тени известных брендов, российские же поставщики уже начали применять импортозамещение. А из-за дешевеющей нефти и других факторов падает курс рубля, поэтому поставщики выражают опасения – не останутся ли они без оплаты за поставленные товары и выполненные работы.

Тем не менее, поставщики сейчас стараются выиграть как можно больше контрактов, чтобы гарантировано получать прибыль в следующем году. Кстати, только за ноябрь и начало декабря заказчики опубликовали почти 200 тысяч извещений о проведении закупок.

 

За 2013 год на официальном опубликовано 2,4 млн извещений о закупках К 1 декабря 2014 года опубликовано уже более 2,5 млн извещений о закупках Стоит отметить и то, что контактная система дает больше возможностей для выхода в сферу госзаказа небольшим компаниям и индивидуальным предпринимателям. Как известно, развитие малого и среднего бизнеса – весьма важный фактор экономической стабильности страны.

Таким образом, уже сейчас мы можем смело заявить, что контрактная система прошла испытание «на прочность» - заказы по-прежнему публикуются, контракты подписываются, заказчики получают качественные товары и услуги, поставщики и исполнители получают прибыль, а бюджет – экономию.

Автор: BiCo

Источник: http://naiz.org/news/10/2506/