Вход в систему Регистрация
НАИЗ предложил ряд мер по выполнению антикризисного плана
 
Янв
26
График мероприятий на 2017 г.
Все мероприятия
03.02.2015

Правительством РФ утвержден план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году. Распоряжение от 27 января 2015 года № 98-р.

Утверждённый план подготовлен в целях обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры.

Ключевые направления действий Правительства Российской Федерации в течение ближайших месяцев включают в себя:

- поддержку импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре несырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров;

- содействие развитию малого и среднего предпринимательства за счёт снижения финансовых и административных издержек;

- создание возможностей для привлечения оборотных и инвестиционных ресурсов с приемлемой стоимостью в наиболее значимых секторах экономики, в том числе при реализации государственного оборонного заказа;

- компенсация дополнительных инфляционных издержек наиболее уязвимым категориям граждан (пенсионеры, семьи с несколькими детьми);

- снижение напряжённости на рынке труда и поддержка эффективной занятости;

- оптимизацию бюджетных расходов за счёт выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и выполнении публичных обязательств;

- повышение устойчивости банковской системы и создание механизма санации проблемных системообразующих организаций.

Так, для оптимизации бюджетных расходов НАИЗ предлагает внести следующие изменения в закон о контрактной системе:

- перевести все конкурентные процедуры закупок в «бумажной» форме в электронный формат (все виды конкурсов, запрос котировок, запрос предложений), что позволит существенно расширить доступ к процедурам закупок;

- принять комплекс технических и правовых мер по противодействию противоправного сговора участников закупок на процедурах закупок, направленного на заключение контрактов по начальной (максимальной) цене.

В настоящее время именно сговор участников закупки (нередко с участием заказчика) приводит к низкой экономии средств бюджета на электронном аукционе или ее имитации.

Так, ввести запрет на заключение контракта по начальной цене с участником, первым подавшим заявку на участие в аукционе, в случае если все допущенные к участию в аукционе участники уклонились от участия в аукционе;

- обеспечить размещение на площадках всех документов, подаваемых участниками через Единую систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ);

- ввести запрет требовать от участников закупок описания материалов, используемых при выполнении работ или услуг, что в настоящее время является основной причиной необоснованного отклонения заявок и часто приводит к заключению контракта с единственным участником по начальной цене контракта;

- отмена коррупционного критерия оценки заявок «качественные характеристики»;

- отменить коррупционные дополнительные требования к участникам закупки при проведении конкурса с ограниченным участием о наличии оборудования и недвижимого имущества, перечень которых заказчик произвольно определяет в каждом конкретном конкурсе под «своего» подрядчика;

- отменить обязательное представление обеспечения исполнения контракта (банковские гарантии или залог денежных средств) при небольших конкурсах и аукционах, что не позволяет принимать участие в закупках малому и среднему бизнесу, у которого нет возможности получать финансовое обеспечение контракта.

В свою очередь вышеперечисленные меры позволят сократить злоупотребления со стороны недобросовестных заказчиков, уменьшить количество необоснованно отклоненных заявок участников, расширить доступ добросовестных участников, особенно из числа субъектов малого предпринимательства, к государственным и муниципальным закупкам, а, следовательно, увеличить конкуренцию в закупках, что приведет к существенному росту экономии средств бюджета. Сэкономленные государством бюджетные средства можно будет направить на решение социальных и экономических задач.

«Также необходимо рекомендовать главам регионов перейти на централизованную систему закупок. Когда закупками занимаются профессионалы данной сферы, а не воспитатели детских садов», отметил Генеральный директор НАИЗ и Fabrikant.ru Сергей Габестро.

Централизации закупок позволит обеспечить:

• сократить бюджетные расходы на содержание государственных служащих и работников бюджетных учреждений, занятых в сфере закупок

• повысить профессионализм и эффективность закупок, снизить социальную напряженность

• повысить открытость и прозрачность закупок, снизить коррупционные риски, повысить доверие граждан к государству и к системе закупок субъекта РФ

• увеличение экономии средств бюджета, повышение качества закупок

• исключить конфликт интересов

Также, перечень первоочередных мероприятий содержит предложение по подготовке предложений о внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающих механизм заключения долгосрочных государственных контрактов с условиями создания и развития российского производства соответствующей продукции.

«Создание механизмов долгосрочных контрактов в рамках развития контрактной системы, сможет стать стимулом для привлечений инвестиций в развитие регионов и экономику государств», отметил Сергей Габестро. Государство на сегодняшний день является крупнейшим заказчиком, обеспечивая стабильный спрос, в том числе на продукцию предприятий. Сегодня годовой объем государственных и муниципальных закупок составляет более 5 трлн. руб. Еще более 15 трлн. рублей – это закупки компаний с государственным участием, унитарных предприятий, автономных учреждений, таким образом более 30% ВВП перераспределяется через рынок государственных закупок и корпоративного сектора. Создание механизма долгосрочных контрактов является эффективной мерой по импортозамещению. «Принятие механизма позволит сократить государственные расходы на создание и содержание инфраструктуры, увеличить инвестиции и налоговые поступления в бюджет», подчеркнул Сергей Габестро.

Также, перечень первоочередных мероприятий содержит предложение: «Снижение избыточного антимонопольного контроля за счет: установления иммунитетов для предпринимателей, не обладающих значительной рыночной силой, в части запретов на злоупотребление доминирующим положением, заключения несущественных антиконкурентных соглашений; сокращения количества оснований, по которым антимонопольный орган вправе осуществлять внеплановые проверки соблюдения требований антимонопольного законодательства в отношении субъектов малого предпринимательства без согласования с прокуратурой».

О необходимости перестать называть малый бизнес «монополистом» неоднократно обращались бизнес-объединения и эксперты.

В настоящее время существует практика антимонопольного преследования малого и среднего предпринимательства (МСП), когда ФАС России, как орган государственной власти, призванный защищать потребителей и малый бизнес от крупных участников рынка, по некоторым оценкам до 80% своих усилий направляет на МСП и некоммерческие организации. Даже по самым боевым статьям (картель и злоупотребление доминирующим положением) доля дел МСП за 2013-2014 г. составила порядка 64% и 36% соответственно. Так, к примеру, в международной практике самым «маленьким» из фигурантов антимонопольных дел за последние годы стала компания, оборот которой в 2012 г. составил около порядка 45 млрд. рублей, когда как в России почти ежедневно возбуждаются дела против компаний с оборотом менее 1 млн. руб. и индивидуальных предпринимателей.

Принятие данной меры позволит прекратить практику антимонопольного преследования малого и среднего предпринимательства, улучшит условия для работы и развития малого предпринимательства.

Автор (ы): НАИЗ

Источник: http://naiz.org/media/12/2441/